Один из самых волнующих вопросов при купле и продаже жилья – это передача денег. Каждый хочет обезопасить себя и свои средства во время сделки, не подвергаясь риску попасть под влияние мошенников. Поэтому для покупателя квартиры
на вторичке более выгодным является, чтобы деньги были переданы, когда все документы будут оформлены, в то время как продавец обычно настаивает на том, чтобы получить деньги раньше подписания бумаг. Обычно удается найти компромисс во время обсуждения деталей сделки.
4 варианта способов передать деньги при сделках с недвижимостью
Продавец и покупатель могут остановить свой выбор на любом наличном или безналичном способе передачи финансов из четырех имеющихся:
- Из рук в руки наличными;
- Через использование банковской ячейки;
- Расчет с помощью аккредитива;
- Создание депозита с участием нотариуса.
В каждом из этих способов есть свои подводные камни и риски, но есть и достоинства. Обычно люди взвешивают свои личные мотивы, объективные «за» и «против», а затем отдают предпочтение одному из вариантов наличной или безналичной оплаты. Ниже мы рассмотрим все четыре пункта подробнее.
Использование расчета "из рук в руки"
Это самый древний и один из самых популярных способов передачи денег. В большинстве случаев вариант «из рук в руки» выбирают те, кто привык не доверять банкам и хранит свои средства при себе. У этого способа есть одно очевидное достоинство: наличные передаются сразу, вы видите их собственными глазами. Здесь кроется и загвоздка: очень часто именно этот вариант используют для обмана продавца.
Чтобы не оказаться в пролете, следует обезопасить себя, уделив внимание ряду нюансов:
- Сначала не поленитесь проверить купюры с помощью специальной машинки. Устройство можно приобрести в личное пользование или же обратиться к нотариусу или в банк.
- Обязательно потребуйте расписку о передаче средств, где будут прописаны сумма, дата, стоимость недвижимости, паспортные данные сторон и свидетелей.
- Сумма должна передаваться в людном, но безопасном месте, иначе можно расстаться не только с деньгами, но и со здоровьем, а то и жизнью. Хорошо подойдет помещение банка, например, где имеется охрана и видеонаблюдение.
- Предоплата или задаток в большинстве случаев равняются 5-10% от суммы сделки, большая сумма должна внушать подозрения.
Не стесняйтесь при подобных сделках обращаться к помощи специалистов: юристов, нотариусов, работников банка. Так вы можете обезопасить себя и сделку от мошенников.
Покупка недвижимости с помощью банковской ячейки
Банковская ячейка в роли гаранта безопасности передачи средств тоже пользуется заслуженной популярностью, но и она не лишена недостатков. Сначала рассмотрим, что такое банковская ячейка: это сейф, который один из участников сделки арендует у банка. Затем подписывается договор, где указываются все условия доступа к находящимся в ячейке средствам. Таким образом, если сделка успешно состоялась, то средства получает продавец, если стороны не смогли договориться – они возвращаются к владельцу, покупателю.
Договор аренды ячейки обычно заключается на 30 дней, но в случае необходимости его легко продлить. Плюсом данного способа передачи финансов выступает то, что продавец по получении денег может сразу же положить их на собственный счет, не вынося за пределы банка и не подвергаясь опасности быть ограбленным.
Но есть также ряд существенных минусов:
- Соглашение о передаче средств не содержит указания на сумму закладываемых денег, поэтому продавцу нужно лично контролировать процесс, чтобы не остаться внакладе.
- Некоторые мошенники научились получать доступ к ячейке до совершения сделки по поддельным документам, поэтому полной безопасности суммы никто не гарантирует.
- Иногда деньги просто не помещаются в ячейку физически, и приходится заключать договор аренды на второй сейф, увеличивая, соответственно, и комиссию.
Чтобы свести к минимуму риски при таком способе передачи средств, следует обращаться к услугам солидного банка с хорошей репутацией. Он с большей вероятностью будет оборудован достаточной системой охраны и видеонаблюдения, которые помогут в случае проблем разоблачить мошенников.
Аккредитив при продаже недвижимости
Аккредитив – это альтернативный аренде банковской ячейке вариант передачи средств от покупателя недвижимости ее продавцу.
Схема состоит в следующем:
- Обеими сторонами подписывается соглашение с банком, где указываются условия перечисления средств, извещения и реквизиты;
- Покупатель переводит на счет продавца нужные средства, к которой последний получит доступ после заключения сделки;
- Как только документы о передаче собственности подписаны, продавец получает право на деньги.
- Глобальное отличие состоит в том, что здесь используются не физические купюры, как при аренде банковской ячейки, а безналичный перевод. Банк возвращает отправленную сумму покупателю, если совершение сделки не происходит в течение двух месяцев. Перевод и проверка суммы осуществляются банком, что является лишним гарантом безопасности. Однако есть и свои недостатки:
- Сложность заполнения документов и получения средств;
- Существенный процент комиссии, который определяется в зависимости от суммы, указанной в договоре стоимости недвижимости.
В сухом остатке: аккредитив – это надежный и безопасный, но хлопотный и дорогостоящий способ передачи средств.
Депозит нотариуса как способ передачи денег
В сделках с жильем депозит нотариуса является относительно новым явлением. В двух словах, способ представляет собой нечто промежуточное между арендой банковской ячейки и аккредитивом, но роль сейфа в данной операции достается физическому лицу – нотариусу. В целом схема аналогична: покупатель и продавец подписывают с нотариусом договор с указанием, дат, условий, суммы и прочих необходимых моментов. Затем покупатель закладывает на депозитный счет заранее оговоренное количество средств. После регистрации сделки с недвижимостью в Росреестре ответственное лицо (нотариус) осуществляет перевод денег продавцу. Плюсы такого решения заметны:
- Избавляет от споров о том, у кого будет храниться ключ от заветного сейфа, нет нужды и в расписках;
- Взаиморасчет прозрачен и находится под контролем нотариуса;
- Нет риска не получить средства проблем с банком;
- Создание депозита и оформление сделки производятся в одной комнате;
- Экономия на стоимости услуги.
К минусам подобного решения можно отнести риск нарваться на нотариуса-мошенника, который получит средства и исчезнет с ними. Избавить себя от этого риска можно путем тщательной проверки специалиста. Вторым подводным камнем является необходимость внимательного подхода к выбору банковского учреждения для создания депозита.
Выбор способа передачи средств зависит от многих критериев, и каждая пара продавец-покупатель решает, как минимизировать риски и столь ли важна экономия – самостоятельно.